«Рекомендации логопеда на летний период»
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Делайте артикуляционную гимнастику и пальчиковую гимнастику.
Развивайте мелкую моторику ребенка.
лепите из пластилина, глины, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру, плетите из бусин, бисера , плетите венки из цветов, собирай те мозайки.
вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации;
расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, завязывайте бантики.
Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей.
Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.
Развивайте фонематический слух
«поймай» заданный звук среди других звуков;
назови слово на заданный звук, назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
раздели слово на слоги, прохлопывая его;
повтори за взрослым «слоговые дорожки», например, са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.
Читайте книги, повторяйте стихи и учите новые, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать и т.д.
На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Н
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.
Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!
Подготовила учитель — логопед Куртукова О. А.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, затруднить овладение грамотой.
Речевые способности формируются в процессе развития ребенка под воздействием различных факторов, таких как психофизическое состояние, речевая среда, воспитание и обучение.
Процесс звукопроизношения – это сложный двигательный навык, который осуществляется при слаженной работе всех органов речевого аппарата.
Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы мышцы органов речевого аппарата были сильными, а их движения были точными, дифференцированными и скоординированными, для этого необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на выработку правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:
* Артикуляционные упражнения необходимо выполнять ежедневно по 5-7 мин.
* Каждое упражнение выполняется 3-5 раз.
* Упражнения проводятся сидя перед зеркалом (ребенок должен видеть свое лицо и лицо взрослого).
* Необходимо контролировать качество выполнения упражнений, задавать темп, ритм и время выполнения движений.
* Общая продолжительность занятия от 5 до 10 минут, длительность занятия и количество упражнений зависят от возможностей и усидчивости ребенка.
* Для поддержания интереса ребенка, упражнения следует проводить эмоционально, в игровой форме.
Предлагаем вашему вниманию памятку с комплексом артикуляционных упражнений.
Материал подготовила учитель — логопед Самойлова Татьяна Александровна.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите ему все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
* Мнем и отщипываем
* Надавливаем и размазываем
* Скатываем шарики, раскатываем колбаски
* Режем на кусочки
* Лепим картинки
* Готовим обед
* Вдавливаем крупу, бусинки в пластилин
РИСОВАНИЕ
(лучшие краски для начинающего художника-гуашь)
И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Рисование пальцами — прекрасная тренировка мелкой моторики ребенка, полезно рисовать ладонью, ватными палочками, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги, штампы, печати.
ИГРЫ С БУМАГОЙ
Бумагу можно рвать, мять, а затем разглаживать ладонью, научите ребенка скатывать из кусочка салфетки шарики, разрезать ножницами. Можно познакомить ребенка, как делается обрывная аппликация. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
* Надевание прищепок определенного цвета на плоский цветной картон (солнышко, ежик)
* Повесим белье
УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ
* Учить ребенка захватывать мяч всей кистью и отпускать его
* Катание мяча по часовой стрелке в ладонях, вперед-назад
* Прокатывание мяча под дугой
* Подбрасывание и ловля мяча двумя руками
ИГРЫ С ПЕСКОМ
Очень любят дети играть с песком летом, но какой восторг испытывают они, если им предложить поиграть с песком зимой.
* Спрячь игрушку
* Пересыпание песка в емкости
ИГРЫ С ВОДОЙ
* Шлепанье ладошками по поверхности воды
* Поролоновая губка (во время купания покажите ребенку, как пропитать губку водой и отжать)
* Набирание и переливание воды в емкости
ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ
* Перетирание пуговиц между ладонями
* Пересыпание пуговиц из ладошки в ладошку
* Найди пуговицу определенного цвета и размера
* Необычная картинка
ИГРЫ С КРУПАМИ
* Прячем ручки
* Пересыпаем крупу
* Дождь, град из крупы
* Покормим птичек
* Разложи по тарелочкам
* Спрячь игрушку
* Найди игрушку
* Отгадай, какая крупа в мешочке
* «Сухой бассейн» из гороха и фасоли
* Катание крупы между большим и указательным пальцами
* Придавливание крупы поочередно всеми пальцами обеих рук к столу
ИГРЫ С МАКАРОННЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ
* Сделаем бусы
* Собери по форме, цвету
* Необычная картинка
ИГРЫ С ТЕСТОМ
Превосходная тренировка маленьких пальчиков, развитие творческих способностей и фантазии.
* Лепка простых фигур
* Лепим оладушки
* Спрячь игрушку
* Отщипывание небольших кусочков теста
* Скатаем колобок, раскатаем колбаску
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, способствуют улучшению у детей внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия. Когда ребёнок играет, он становится более самостоятельным и уверенным в себе, у него формируется игровая и учебно-практическая деятельность, воспитывается усидчивость.
Желаем вам интересных игр и упражнений с вашим ребёнком!
Очень часто родителей интересует, с какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом. Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Если родители заметили отставание ребенка от сверстников им стоит обратиться с проблемой к специалисту незамедлительно!
На консультации логопед проведет обследование ребенка, даст родителям все необходимые рекомендации. Не откладывайте поход к логопеду:
во-первых, упущенного времени не вернуть;
•во-вторых, выслушав специалиста, вы получите полезную информацию;
•в третьих вы перестанете беспокоиться, что с вашим ребенком что-то не так;
• в четвертых при необходимости вам посоветуют консультации невропатолога, психоневролога, окулиста, отоларинголога, психолога;
• в пятых определитесь, с какого возраста вашему ребенку рекомендовано начинать занятия с логопедом.
от 2 до 3 лет
Словарь. В два года словарь ребенка — 250-300 слов. Недостаточно развито понимание обобщенного значения слов. Дети пропускают в слове слоги, вставляют лишние звуки в слово, а при стечении согласных пропускают один звук («тол» — стол).
Грамматика. Предложения состоят из одного слова, появляются предложения из нескольких слов. Речь еще очень несовершенна. Допускают ошибки в роде, в числе, в падеже существительных.
Звукопроизношение. Ребенок правильно произносит следующие звуки ( п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь). Дети или пропускают, или заменяют следующие звуки (с, з, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь, л).
От 3 до 4 лет
Словарь. В три года словарный запас составляет 800-1000 слов. Дети неправильно произносят длинные и мало знакомые слова.
Грамматика. Ребенок говорит короткими предложениями, состоящими из нескольких слов. Порядок слов в предложении не всегда правилен, нарушается согласование слов в предложении.
Звукопроизношение. Дети смягченно произносят некоторые согласные. Свистящие с, з, ц произносят недостаточно четко, заменяют, пропускают. Недостаточно четко произносят звуки ш, ж, ч, щ, не редко они пропускают или заменяют эти звуки. Звуки л, р пропускают, заменяют.
От 4 до 5 лет.
Словарь. К четырем годам словарь детей достигает 1900-2000 слов. В речи появляются новые слова, образованные по аналогии.
Грамматика. Дети используют в речи распространенные предложения. Речь становиться более последовательной, связной.
Звукопроизношение. Звуки ребенок произносит более правильно и четко. Замена шипящих и свистящих звуков исчезает. Произношение некоторых звуков у детей может быть не сформированным. Звуки л, р произносят не все дети.
От 5 до 6 лет
Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000. В речи встречаются перестановки и пропуски слогов и звуков только в трудных малознакомых словах (регулировщик и т. п.).
Грамматика. У детей увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В речи ребенок использует все части речи.
Звукопроизношение. Дети готовы к правильному произношению и восприятию всех звуков родного языка. Встречаются недостатки произношения: шипящих; звуки р, л заменяются. Встречается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной слоговой структурой.
От 6 до 7 лет
Словарь. Словарный запас увеличивается до 3000-3500.
Грамматика. Ребёнок овладевает основными закономерностями соединения и изменения слов в предложении. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам.
Звукопроизношение. Дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.