Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 203»

Развиваем речь ребёнка

«Рекомендации логопеда на летний период»

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Делайте артикуляционную гимнастику и пальчиковую гимнастику.

Развивайте мелкую моторику ребенка.

лепите из пластилина, глины, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру, плетите из бусин, бисера , плетите венки из цветов, собирай те мозайки.

вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации;

расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, завязывайте бантики.

Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей.

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

Развивайте фонематический слух

«поймай» заданный звук среди других звуков;

назови слово на заданный звук, назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

раздели слово на слоги, прохлопывая его;

повтори за взрослым «слоговые дорожки», например, са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.

Читайте книги, повторяйте стихи и учите новые, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.

Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать и т.д.

На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Н

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.

Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!

Подготовила учитель — логопед Куртукова О. А.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения у дошкольников

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, затруднить овладение грамотой.

Речевые способности формируются в процессе развития ребенка под воздействием различных факторов, таких как психофизическое состояние, речевая среда, воспитание и обучение.

Процесс звукопроизношения – это сложный двигательный навык, который осуществляется при слаженной работе всех органов речевого аппарата.

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы мышцы органов речевого аппарата были сильными, а их движения были точными, дифференцированными и скоординированными, для этого необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на выработку правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

* Артикуляционные упражнения необходимо выполнять ежедневно по 5-7 мин.

* Каждое упражнение выполняется 3-5 раз.

* Упражнения проводятся сидя перед зеркалом (ребенок должен видеть свое лицо и лицо взрослого).

* Необходимо контролировать качество выполнения упражнений, задавать темп, ритм и время выполнения движений.

* Общая продолжительность занятия от 5 до 10 минут, длительность занятия и количество упражнений зависят от возможностей и усидчивости ребенка.

* Для поддержания интереса ребенка, упражнения следует проводить эмоционально, в игровой форме.

Предлагаем вашему вниманию памятку с комплексом артикуляционных упражнений.

Материал подготовила учитель — логопед Самойлова Татьяна Александровна.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, в которые можно играть с ребенком дома.

ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите ему все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

* Мнем и отщипываем

* Надавливаем и размазываем

* Скатываем шарики, раскатываем колбаски

* Режем на кусочки

* Лепим картинки

* Готовим обед

* Вдавливаем крупу, бусинки в пластилин

РИСОВАНИЕ

(лучшие краски для начинающего художника-гуашь)

И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Рисование пальцами — прекрасная тренировка мелкой моторики ребенка, полезно рисовать ладонью, ватными палочками, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги, штампы, печати.

ИГРЫ С БУМАГОЙ

Бумагу можно рвать, мять, а затем разглаживать ладонью, научите ребенка скатывать из кусочка салфетки шарики, разрезать ножницами. Можно познакомить ребенка, как делается обрывная аппликация. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ

* Надевание прищепок определенного цвета на плоский цветной картон (солнышко, ежик)

* Повесим белье

УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ

* Учить ребенка захватывать мяч всей кистью и отпускать его

* Катание мяча по часовой стрелке в ладонях, вперед-назад

* Прокатывание мяча под дугой

* Подбрасывание и ловля мяча двумя руками

ИГРЫ С ПЕСКОМ

Очень любят дети играть с песком летом, но какой восторг испытывают они, если им предложить поиграть с песком зимой.

* Спрячь игрушку

* Пересыпание песка в емкости

ИГРЫ С ВОДОЙ

* Шлепанье ладошками по поверхности воды

* Поролоновая губка (во время купания покажите ребенку, как пропитать губку водой и отжать)

* Набирание и переливание воды в емкости

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ

* Перетирание пуговиц между ладонями

* Пересыпание пуговиц из ладошки в ладошку

* Найди пуговицу определенного цвета и размера

* Необычная картинка

ИГРЫ С КРУПАМИ

* Прячем ручки

* Пересыпаем крупу

* Дождь, град из крупы

* Покормим птичек

* Разложи по тарелочкам

* Спрячь игрушку

* Найди игрушку

* Отгадай, какая крупа в мешочке

* «Сухой бассейн» из гороха и фасоли

* Катание крупы между большим и указательным пальцами

* Придавливание крупы поочередно всеми пальцами обеих рук к столу

ИГРЫ С МАКАРОННЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ

* Сделаем бусы

* Собери по форме, цвету

* Необычная картинка

ИГРЫ С ТЕСТОМ

Превосходная тренировка маленьких пальчиков, развитие творческих способностей и фантазии.

* Лепка простых фигур

* Лепим оладушки

* Спрячь игрушку

* Отщипывание небольших кусочков теста

* Скатаем колобок, раскатаем колбаску

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, способствуют улучшению у детей внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия. Когда ребёнок играет, он становится более самостоятельным и уверенным в себе, у него формируется игровая и учебно-практическая деятельность, воспитывается усидчивость.

Желаем вам интересных игр и упражнений с вашим ребёнком!

С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?

Очень часто родителей интересует, с какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом. Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Если родители заметили отставание ребенка от сверстников им стоит обратиться с проблемой к специалисту незамедлительно!

На консультации логопед проведет обследование ребенка, даст родителям все необходимые рекомендации. Не откладывайте поход к логопеду:

во-первых, упущенного времени не вернуть;

•во-вторых, выслушав специалиста, вы получите полезную информацию;

•в третьих вы перестанете беспокоиться, что с вашим ребенком что-то не так;

• в четвертых при необходимости вам посоветуют консультации невропатолога, психоневролога, окулиста, отоларинголога, психолога;

• в пятых определитесь, с какого возраста вашему ребенку рекомендовано начинать занятия с логопедом.

Характеристика речи детей

от 2 до 3 лет

Словарь. В два года словарь ребенка — 250-300 слов. Недостаточно развито понимание обобщенного значения слов. Дети пропускают в слове слоги, вставляют лишние звуки в слово, а при стечении согласных пропускают один звук («тол» — стол).

Грамматика. Предложения состоят из одного слова, появляются предложения из нескольких слов. Речь еще очень несовершенна. Допускают ошибки в роде, в числе, в падеже существительных.

Звукопроизношение. Ребенок правильно произносит следующие звуки ( п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь). Дети или пропускают, или заменяют следующие звуки (с, з, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь, л).

От 3 до 4 лет

Словарь. В три года словарный запас составляет 800-1000 слов. Дети неправильно произносят длинные и мало знакомые слова.

Грамматика. Ребенок говорит короткими предложениями, состоящими из нескольких слов. Порядок слов в предложении не всегда правилен, нарушается согласование слов в предложении.

Звукопроизношение. Дети смягченно произносят некоторые согласные. Свистящие с, з, ц произносят недостаточно четко, заменяют, пропускают. Недостаточно четко произносят звуки ш, ж, ч, щ, не редко они пропускают или заменяют эти звуки. Звуки л, р пропускают, заменяют.

От 4 до 5 лет.

Словарь. К четырем годам словарь детей достигает 1900-2000 слов. В речи появляются новые слова, образованные по аналогии.

Грамматика. Дети используют в речи распространенные предложения. Речь становиться более последовательной, связной.

Звукопроизношение. Звуки ребенок произносит более правильно и четко. Замена шипящих и свистящих звуков исчезает. Произношение некоторых звуков у детей может быть не сформированным. Звуки л, р произносят не все дети.

От 5 до 6 лет

Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000. В речи встречаются перестановки и пропуски слогов и звуков только в трудных малознакомых словах (регулировщик и т. п.).

Грамматика. У детей увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В речи ребенок использует все части речи.

Звукопроизношение. Дети готовы к правильному произношению и восприятию всех звуков родного языка. Встречаются недостатки произношения: шипящих; звуки р, л заменяются. Встречается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной слоговой структурой.

От 6 до 7 лет

Словарь. Словарный запас увеличивается до 3000-3500.

Грамматика. Ребёнок овладевает основными закономерностями соединения и изменения слов в предложении. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам.

Звукопроизношение. Дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть